Моторные масла

Всемирную известность приобрели классификации моторных масел по классификациям SAE и API. Классификация масел по SAE характеризует только вязкость масла и не дает информацию о его эксплуатационных свойствах. В тоже время наиболее распространенной классификацией моторных масел по эксплуатационным свойствам и областям применения является классификация API.

Классификация моторных масел по вязкости - SAE J 300 (апрель 1997г.)


Классификация API моторных масел по эксплуатационным свойствам и областям применения


Классификация ССМС моторных масел по эксплуатационным свойствам


Классификация моторных масел по вязкости - SAE J 300 (апрель 1997г.)

Класс вязкости по SAE Низкотемпературная вязкость  
Прокачиваемость a), мПа-с, max, при температуре, °С Прокачиваемость б), мПа-с, max, при температуре, °С Кинематическая вязкость в), мм2, при 100 °С При высокой скорости сдвига г) мПа с, при 150°С и 106 с-1, мин
min max
OW 3250 при -30 6000 при -40 3.8 - -
5W 3500 при -25 6000 при -35 3.8 - -
10W 3500 при -20 6000 при -30 4,1 - -
15W 3500 при -15 6000 при -25 5,6 - -
20W 4500 при -10 6000 при -20 5,6 - -
25W 6000 при -5 6000 при -15 9,3 - -
20 - - 5,6 < 9,3 2,6
30 - - 9,3 < 12,5 2,9
40 - - 12,5 < 16,3 2,9
          (10W-40,5W-40,10W-40 классы)
40 - - 12,5 < 16,3 3,7
          (15W-40,20W-40,25W-40 40 классы)
50 - - 16,3 < 21,9 3,7
60 - - 21,9 < 26,1 3,7

a) ASTM D 5293 - имитатор холодного пуска CCS;
б) ASTM D 4684 и Д 3829 - мини-ротационный вискозиметр MPV;
в) ASTM D 445 - стеклянный капиллярный вискозиметр;
г) ASTM D 4683 - конический имитатор подшипника


Классификация API моторных масел по эксплуатационным свойствам и областям применения

Классы масел Рекомендуемая область применения
Категория S (масла для бензиновых двигателей)
SA*
    Двигатели, работающие в легких условиях
SB*
    Двигатели, работающие при умеренных нагрузках
SC*
    Двигатели, работающие с повышенными нагрузками (модели выпуска до 1964 г.)
SD*
    Двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска до 1968 г.)
SE*
    Двигатели, работающие в тяжелых условиях (модели выпуска до 1972 г.)
SF*
    Двигатели, работающие в тяжелых условиях на неэтилированном бензине
SG*
    Двигатели выпуска с 1989 г.
SH
    Двигатели выпуска с 1994 г.
SJ
    Двигатели выпуска с 1997 г.
SL
    Двигатели выпуска с 2001 г.
Категория С (масла для дизелей)
CA*
    Двигатели, работающие при умеренных нагрузках на малосернистом топливе
CB*
    Двигатели без наддува, работающие при повышенных нагрузках на сернистом топливе.
CC*
    Двигатели (в том числе с умеренным наддувом), работающие в тяжелых условиях
CD*
    Двигатели с высоким наддувом, работающие в тяжелых условиях на высокосернистом топливе
CD-II*
    То же с учетом специфических требований двухтактных дизелей
SE*
    Двигатели с высоким наддувом (модели выпуска с 1983 г.), эксплуатируемые в тяжелых условиях (высокие нагрузки, малая частота вращения)
СF-4
    Двигатели выпуска с 1990 г.
СF-2
    Улучшенные характеристики CD-II для двухтактных дизелей
CG-4
    Двигатели выпуска с 1994 г. Улучшены характеристики CF-4 и ужесточены требования к токсичности отработанных газов
CH-4
    В отличии от категории CG-4, допускается прменение дизельного топлива с содержанием серы более 0,5%, что является важным преимуществом в странах, в которых распространены высокосернистые топлива. Масла удовлетворяют повышенным требованиям по уменьшению износа клапанов и уменьшению образования нагара.

* Эти классы масел отменены.
Универсальные масла имеют двойное обозначение (SF/CD, CE/SG)

Классификация ССМС моторных масел по эксплуатационным свойствам (устарела и отменена)


Классификация моторных масел для европейских двигателей разработал ССМС (АСЕА). Классификация ССМС разработана отдельно для бензиновых и дизельных двигателей, как и в API.
Классы масел Рекомендуемая область применения
Масла для бензиновых двигателей
G1
    Двигатели, работающие в обычных условиях
G2
    Двигатели современных легковых автомобилей, ужесточенных условиях
G3
    Двигатели современных и перспективных автомобилей, предъявляющие высокие требования к вязкостным и противоокислительным свойствам масла
G4
    Двигатели современных и перспективных автомобилей, используемые для езды на скоростных трассах
G5
    Двигатели спортивных автомобилей, предъявляющие особые требования к противоокислительным, вязкостным и противоизностным свойствам масла
Масла для дизельных двигателей
D1
    Двигатели без наддува, работающие при обычных условиях
D2
    Двигатели без наддува для тяжелых условий или наддувом для умеренных условий
D3
    Двигатели с наддувом для особо тяжелых условий
PD-1
    Дизели легковых автомобилей
D4
    Двигатели с высоким наддувом, работающие в тяжелых условиях
D5
    Двигатели с высоким наддувом, работающие в особо тяжелых условиях
PD-2
    Двигатели с турбонаддувом для легковых автомобилей, предъявляющие особые требования к диспергирующим свойствам масла

Классификация АСЕА


В 1991 г. была создана Ассоциация производителей автомобилей Европы АСЕА, которая взяла на себя функции ССМС, прекратившего свою деятельность в 1996 году.
Моторные масла разделяются на три класса:
  • А - класс масел для бензиновых двигателей
  • B - класс масел для дизельных двигателей малой мощности
  • Е - класс масел для мощных дизельных двигателей
Классы масел Рекомендуемая область применения
Масла для бензиновых двигателей
А1-96
    Масла предназначены для двигателей, допускающих применение масел с низкой высокотемпературной вязкостью в условиях высоких скоростей сдвига
А1-98
    По сравнений с А1-96, значительно ужесточены требования к эксплутационным параметрам; новый уровень эксплутационных свойств позволяет использовать масла данной категории в двигателях допускающих применение масел с HTHSRV менее 3,5мПа, с удлиненными интервалами замены.
А2-96
    Универсальные масла допускаемые к применение в большинстве бензиновых двигателей.
А2-96 выпуск 2
    Требования к качеству остались без изменений.
А3-96
    Универсальные масла с высочайшими эксплутационными свойствами для высокоэффективных мощных бензиновых двигателей
А3-98
    В дополнении к А3-96, усложнены условия прохождения высокотемпературных тестов Peageot TU3 и GM-Buick
Масла для дизельных двигателей легковых автомобилей
В1-96
    Масла предназначены для двигателей, допускающих применение масел с низкой высокотемпературной вязкостью в условиях высоких скоростей сдвига
В1-98
    По сравнению с В1-96 включены дополнительные проходные критерии при прохождении теста на двигателе; включено обязательное испытание на экономию топлива
В2-96
    Универсальные масла, допускаемые к применению в большинстве дзельных двигателей легковых автомобилей и фургонов.
В2-98
    По сравнению с В2-96 включены дополнительные проходные критерии при прохождении теста на двигателе
В3-96
    Масла предназначены для применения в высокопроизводительных дизельных двигателях
В3-98
    По сравнению с В3-96 включены дополнительные проходные критерии при прохождении теста на двигателе
В4-98
    Масла предназначены для применения в дизельных двигателях с непосредственным впрыском топлива легковых автомобилей и фургонов
Масла для мощных дизельных двигателей коммерческих автомобилей
Е1-96
    Стандартное масло для мощных дизельных двигателей без турбонаддува
Е2-96
    Новый промежуточный уровень качества, превышающий Е1-96
Е3-96
    Масло, заменяющее CCMC D5, но более высокого качества.
Е4-99
    Новое, наиболее совершенное масло для мощных и быстроходных дизелей Euro 1, Euro 2 и Euro 3
Е5-96
    Новое, наиболее совершенное масло, не имеющее аналогов по качеству
Техника TopCTO Техника