Трансмиссионные масла

Требования к качеству трансмиссионных масел, предназначенных для разнообразной техники, очень велики, что в свою очередь вызывает необходимость ее классификации. Самыми распространенными системами классификации являются SAE - по вязкости и API - по эксплуатационным свойствам.

Классификация SAE трансмиссионных масел по вязкости


Классификация API трансмиссионных масел по области применения


Трансмиссионные масла для автоматических передач


Классификация SAE трансмиссионных масел по вязкости

Класс вязкости Максимальная температура достижения динамической вязкости 150 Па с, С Кинематическая вязкость при 100°С, мм2/c
минимальная максимальная
З и м н и е
75W -40 4,1 -
80W -26 7,1 -
85W -12 22 -
Л е т н и е
90 - 13,5 24
140 - 24 41
250 - 41 -

Для классов, имеющих индекс W (зимний) установлены требования к низкотемпературным свойствам: для каждого класса принята максимальная температура, при которой динамическая вязкость, определенная на вискозиметре Брукфильда не превышает 150 Па.с. Если в обозначении трансмиссионного масла указаны два класса вязкости через дефис, то это означает, что масло является всесезонным для определенной климатической зоны.


Классификация API трансмиссионных масел по области применения

Группа Область применения Характеристики масел
GL-1
    Цилиндрические, червячные и спирально-конические передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках
    Минеральные масла без присадок или с антиокислительными, противоизносными и противопенными присадками без противозадирных компонентов
GL-2
    Червячные передачи, работающие в условиях, характерных для группы GL-1
    Масла с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционный компонент
GL-3
    Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам
    Обладают лучшими противоизносными и противозадирными свойствами, чем масла группы GL-2
GL-4
    Автомобильные трансмиссии с гипоидными передачами, работающие в условиях больших скоростей при малых крутящих моментах
    Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок
GL-5
    Автомобильные гипоидные передачи, работающие в условиях больших и малых крутящих моментов, при действии ударных нагрузок на зубья шестерен - при высоких скоростях скольжения
    Содержит большое количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки
GL-6
    Автомобильные гипоидные передачи c увеличенным вертикальным смещением осей шестерен, т.е. работающие при повышенных скоростях, ударных нагрузках и высоких крутящих моментах
    Содержат большое количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки, чем масла группы GL-5
МТ-1*
(PG-1)
    Механические коробки передач без синхронизации тяжелых грузовиков и автобусов
    Обязательно наличие активных противозадирных и противоизносных присадок, а также присадок, улучшающих термостабильность и противоизносные свойства

* Новая группа трансмиссионных масел, введенная Американским нефтяным институтом в 1995 г. взамен группы PG-1

Классификации SAE и API дают только общую характеристику масел, не учитывая всех показателей качества. Полные требования к физико-химическим и эксплуатационным свойствам масел, а также их допустимые предельные значения указываются в спецификациях.
В Европе и США автомобильные трансмиссионные масла выпускаются по спецификациям двух типов:
-спецификации фирм, производящих автомобили;
-военные спецификации США и НАТО.
Спецификации обоих типов включают требования к физико-химическим и эксплуатационным свойствам масел, определяют объем и методы их испытаний.

Трансмиссионные масла для автоматических передач


Существуют основные спецификации, составленные конструкторами

- GM: ATM ТИП F Suffix A, Dexron II D, Dexron II E;
- FORD: M2C 33 ТИП F или ТИП G;
- ALLISON: C3, C4
- CATERPILLAR: TO-2, TO-3, TO-4
Техника TopCTO Техника